Приобретая товары, покупатели порой сталкиваются с тем, что их качество оставляет желать лучшего. В этом случае они обращаются к фирме-изготовителю или продавцу с требованием заменить или отремонтировать вещь, вернуть ее стоимость. В такой ситуации у продавцов возникает вопрос –– кто виноват в недостатках продукции: производитель, импортер или покупатель. Чтобы в этом разобраться, проводится экспертиза товаров. Она представляет собой анализ и тщательное исследование продукции, в ходе которого осуществляется сравнение с принятыми стандартами.
Проверить качество товара может изготовитель, продавец или поставщик продукции (ответственные лица). При желании потребитель может присутствовать во время проведения экспертных мероприятий, которые осуществляются специализированной организацией. Экспертиза товара позволяет выявить некачественный товар, либо установить необоснованность претензий к производителю, поставщику или продавцу.
Отличия экспертизы от проверки качества
Предварительным мероприятием перед тем, как провести экспертизу продукции, является его проверка, которую выполняет продавец. После этого может потребоваться более тщательное обследование –– экспертиза товаров. Данная процедура выполняется за счет продавца. Собственно, в этом и заключается основное отличие проверки от экспертных мероприятий, которые осуществляет специализированная компания.
Проверка качества продукции выполняется для определения ее соответствия целям потребителя, установленным требованиям, описанию товара, условиям покупки. Главная задача экспертизы –– определение причины брака в продукции, который может быть механическим или заводским.
Экспертизу товаров назначают для:
- технически сложных товаров;
- если одна сторона подает иск в суд при отказе компенсации за купленный товар или оспаривает предыдущее заключение;
- если произошел спор между покупателем и ответственным лицом по поводу потери качества продукции.
Чтобы провести экспертизу, достаточно обратиться в специализированную организацию. Как правило, она выполняется по инициативе одной из сторон, либо по требованию суда, если того требуют обстоятельства дела.
Задачи экспертизы
Независимая экспертиза выполняется для определения:
- дефектов, возникших по причине неправильной перевозки продукции или его хранения;
- заводского брака;
- соответствия документам, прилагаемым к товару (например, паспорт);
- соответствия качества сырья, применяющегося при производстве продукции;
- уровня снижения качества товара;
- соответствия качества товара принятым нормам;
- установление вины производителя, продавца или покупателя в возникновении дефектов;
- факторов, которые привели к несоответствию товара.
В случае выявления нарушения качества продукции данная процедура позволяет определить степень ответственности изготовителя (импортера, продавца). Как правило, экспертизу заказывают продавцы, либо производители.
Порядок проведения экспертизы
Покупатель может участвовать при проведении экспертизы продукции ненадлежащего качества. С ним согласуют условия, время и место выполнения экспертных мероприятий. Во время проведения данной процедуры покупатель может не только наблюдать за процессом, но и задавать вопросы об исследованном товаре, заявлять ходатайства или озвучивать свои замечания, которые подлежат внесению в акт исследования. Участие покупателя в проведении экспертизы полностью исключает «заказную» экспертизу.
По завершению экспертизы товара составляется акт осмотра продукции, в котором указывается следующая информация:
- время проведения экспертных мероприятий;
- заявления участников;
- информацию о продукции;
- наличие\отсутствие дефектов;
- персональные данные об участниках.
После экспертизы товара эксперт уведомляет заказчика том, что все пожелания и требования от него были рассмотрены и составляет экспертное заключение, в котором прописываются выявленные дефекты продукции или полное отсутствие таковых.
ВАЖНО! Перед тем как сделать экспертизу товара, обратите внимание на компетентность специалиста-эксперта. Попросите предъявить диплом по специальности, а также документы, в которых указан стаж сотрудника экспертной организации. Зачастую ответственные лица проводят проверки товаров в своих сервис-центрах, выдавая заключения, а не акты экспертиз.
Стоимость экспертизы должен оплачивать продавец. Однако при подтверждении вины потребителя в неисправности продукции, все расходы он берет на себя. В таком случае лучше рассчитаться с продавцом в добровольном порядке и не доводить дело до суда.